Основной принцип йоги питания предельно прост: надо прочувствовать поглощение каждого кусочка пищи и насладиться им. Из него вытекают все второстепенные принципы вдумчивого питания. Начнем с самого начала — с физического откусывания, пережевывания и проглатывания пищи. Чтобы следовать йоге питания, в процессе питания требуется полностью сосредоточиться на ощущениях — как еще можно прочувствовать происходящее? Обратите внимание на аромат пищи до того, как она попадет к вам в рот, и впоследствии. Не упустите из виду текстуру и температуру еды. Почувствуйте на языке сочетание вкусов. Возможно, вы обнаружите, что различные отделы языка и ротовой полости реагируют на разные оттенки вкуса…Основной принцип йоги питания предельно прост: надо прочувствовать поглощение каждого кусочка пищи и насладиться им. Из него вытекают все второстепенные принципы вдумчивого питания.
Начнем с самого начала — с физического откусывания, пережевывания и проглатывания пищи. Чтобы следовать йоге питания, в процессе питания требуется полностью сосредоточиться на ощущениях — как еще можно прочувствовать происходящее? Обратите внимание на аромат пищи до того, как она попадет к вам в рот, и впоследствии. Не упустите из виду текстуру и температуру еды. Почувствуйте на языке сочетание вкусов. Возможно, вы обнаружите, что различные отделы языка и ротовой полости реагируют на разные оттенки вкуса. Начиная с этих ощущений, насладитесь вкусом еды или отметьте неприятные привкусы или запахи. Может оказаться, вы обнаружите, что вкусы меняются по мере того, как вы пережевываете пищу. К примеру, при пережевывании крахмалы становятся сладковатыми. Вкус еды — не моментальный снимок, а многомерные впечатления, протяженные во времени. И наконец, когда у вас возникнет желание проглотить пищу, уделите внимание тому, как она проходит по пищеводу и как реагирует на нее весь организм.
Незавершенный опыт
Трудно наслаждаться каждым кусочком пищи, поскольку в нашем обществе принято переходить к следующему этапу, не закончив предыдущий. Над нами постоянно что-нибудь тяготеет, у нас так много обязательств, требований и отвлекающих факторов, что нам редко удается позволить себе полностью сосредоточиться на чем-нибудь одном. Даже занимаясь одним делом, мы уже обдумываем очередное.
Как мы уже убедились, эта общая привычка отражается на нашем дыхании. Но еще заметнее она сказывается на нашем питании. В следующий раз во время еды понаблюдайте, как все вокруг забрасывают в рот новые куски пищи, не успев как следует пережевать и проглотить предыдущие. Мы урезаем впечатления от каждого куска, чтобы схватить новый. Забрасывать пищу в еще полный рот — все равно что делать новый вдох, не успев завершить выдохом предыдущий. Проглатывать пищу, не ощутив вкуса и не пережевав ее толком, — все равно что выдыхать воздух, который не успели толком вдохнуть. Сравнение с дыханием не случайно: спешка и отвлекающие факторы в любой сфере жизни неизбежно влияют на все остальные сферы. Та же картина наблюдается в диалоге: мы вставляем реплики, не дослушав собеседника, иногда совсем не обращаем внимания на его слова. Во время работы наши мысли блуждают, уводят нас от настоящей задачи к будущей. Привычка спешить может проявляться как общее ощущение беспокойства, навязчивые мысли о том, что мы не можем позволить себе всецело насладиться моментом, что это небезопасно.
Привычка глотать недожеванную пищу — следствие нашего стремления получать незавершенный опыт во всех сферах жизни, однако у нее есть и характерные истоки: кормление младенцев. Родители поймут, о чем я говорю. Мы запихиваем еду детям в рот быстрее, чем они успевают пережевать и проглотить ее. Даже я поступаю так же, хотя и понимаю, что это вредно. Маленькие дети едят очень медленно, а у нас вечно не хватает времени, к тому же внимание младенца зачастую рассеивается, его отвлекает каждая удобная возможность набедокурить. А если нам вдруг повезло и ребенок начал активно жевать, у нас возникает естественное желание затолкнуть в него побольше еды, пока он не передумал.
Машинально пережевывая пищу и торопливо глотая ее, мы лишаем тело и душу шанса извлечь из еды всю пользу. Плохо пережеванную пищу трудно переваривать. Процесс переваривания начинается во рту (в сущности, он начинается еще раньше — когда мысли о еде, ее вид и запах стимулируют выделение желудочной секреции). Слюна химически преобразует пищу в энергию, усваиваемую организмом: например, способствует разложению крахмалов на сахара. Тем временем зубы размалывают пищу в пюреобразную массу, максимально увеличивая площадь ее поверхности, соприкасающейся с пищеварительной секрецией. Если же мы спешим проглатывать еду, она попадает в желудок в виде крупных кусков, хуже поддающихся обработке желудочными соками. Крахмалы оказываются в желудке, не пройдя стадию предварительного расщепления, стенки клеток растительной пищи остаются целыми, а содержащиеся внутри питательные вещества — недосягаемыми.
Несмотря на все достоинства, само по себе длительное пережевывание (как и глубокое дыхание) не должно становиться целью. Ставя перед собой такую цель, как тщательное пережевывание пищи, мы превращаем питание в повинность, дисциплинарную меру, вводимую за счет силы воли. Наверное, вы слышали, что каждый кусок следует пережевывать двадцать раз, сорок или что-то в этом роде. Ценность подобных рекомендаций сомнительна, поскольку тщательное пережевывание — естественное следствие йоги питания, а не ее ключевой принцип. И вновь прибегнем к сравнению с дыханием: упражнения йоги вырабатывают глубокое дыхание, но не насильственным путем — скорее оно является побочным продуктом терпения и внимания к дыханию, раскрепощения естественного дыхания. Подобно этому, мы естественным образом привыкаем тщательно пережевывать пищу, когда обретаем умение максимально наслаждаться едой.
Пережевывание должно быть не машинальным процессом, а результатом всестороннего наслаждения едой. И это замечательно. Йога питания призывает получать от еды больше удовольствия, а не сокращать его. Если строго следовать формуле «пережуй каждый кусок столько-то раз», одну пищу будешь пережевывать слишком долго (например, арбуз), а другую — недостаточно долго. А если не обращать внимания на то, что жуешь, вряд ли уловишь тонкие оттенки вкуса, сколько бы ни жевал (вскоре мы подробнее поговорим об этом).
Познайте свою пищу
Ранее я уже отмечал, что процесс дыхания подобен процессу питания. Обратное тоже верно. Каждый кусок можно сравнить с глотком воздуха, а глотание пищи — с вдыханием. Питание имеет свой ритм, и если этот ритм, как и в случае с дыханием, отличает естественность и неторопливость, если вы не переключаете умственное и физическое внимание на следующий кусок, пока у вас во рту предыдущий, он придает вам силу, уравновешенность и сосредоточенность.
Съешьте все, что у вас на тарелке, осознанно выбирая каждый кусок и наслаждаясь им. Пронаблюдайте за тем, как чувство голода постепенно сменится сытостью. После еды почувствуйте тепло во всем теле, вслушайтесь в движения, сопровождающие работу органов пищеварения, ощутите «послевкусие» того, что съели.
Вдумчивое питание дает возможность открыть неожиданное удовольствие, которое доставляет вкус, изучить его изысканные оттенки. Может оказаться, что еда, которую вы считали любимой, на самом деле не так уж вкусна, а та, которая раньше казалась вам пресной, на самом деле обладает утонченным вкусом.
Лишь подробное знакомство с каждым кусочком позволит организму понять, что он употребляет в пищу. Тело подстраивается к симфонии вибраций, к миллионам биохимических компонентов в каждой толике еды, мобилизует различные пищеварительные и метаболические ресурсы, впитывает полезное и выводит вредное, приходя в состояние гармонии с пищей. Но организм способен на это лишь в том случае, если ему известно, какая пища в него поступает, а этой информацией его обеспечивают органы чувств. Реакция организма на эту информацию подсказывает, полезна нам эта пища или вредна. Чтобы как следует усвоить полученную еду, требуется поглощать ее вдумчиво.
Если во время еды ваше внимание чем-то отвлечено, можно сказать, что вы едите вовсе не пищу. Буддийский монах, вьетнамец Тик Нат Хан, вспоминая, как его друг возмущенно делился своими злоключениями и при этом жадно поедал мандарины, замечает, что в этот момент рассказчик ел вовсе не мандарины, а свое возмущение.
Следовательно:
— если во время еды вы смотрите телевизор, вы едите телепередачу;
— если вы читаете во время еды, вы едите слова;
— если вы едите, когда злитесь, то вы едите свою злость;
— если вы едите и любуетесь пейзажем, то едите этот пейзаж;
— если во время еды вы болтаете без умолку, вы едите свою болтовню.
Речь о том, что прием пищи — особое, даже священное время, когда человек как никогда восприимчив к происходящему. Пока мы едим, наш организм настроен на потребление энергии из окружающего мира. Поглощать следует не только материальную пищу, но саму атмосферу этого процесса. Физические и эмоциональные обстоятельства процесса питания вносят в эту атмосферу свой вклад — настолько значительный, что влияют на состояние души питающегося человека.
Наилучшим компонентом обстановки, способствующей осознанному наслаждению едой, вероятно, является тишина. Если вы делите трапезу с кем-либо, вдумчивое молчание очень сближает. Есть поговорка, что хорошая беседа — лучший соус к любому блюду, но зачастую слова отвлекают нас от пищи, а пища — от разговоров. Пища и беседа не ведут к сближению, а уводят от него. В тишине возникает более прочное чувство единства, процесс приема пищи превращается в таинство, которого причащаются все присутствующие. Мои ученики сообщали о том, какие глубокие впечатления оставила у них вдумчивая трапеза в молчании: атмосфера сопричастности была настолько приятной, что у них едва не наворачивались слезы. А те, кто принимал пищу в одиночестве, испытывали глубокое и благоговейное чувство умиротворенности, легкости и живости, единства с питающей нас вселенной. Это ощущение единства доказывает, что питание — один из путей йоги.
Эстетическое питание
Помимо совокупности таких питательных веществ, как белки, жиры, углеводы, витамины и так далее, пища имеет духовную и эстетическую составляющие. Запахи и оттенки вкуса сами по себе являются пищей, не менее важной, чем белки и витамины. При бездумном питании мы упускаем эти ценные питательные вещества. В результате дефицита эстетической составляющей организм, которому не хватает разнообразия вкусов, побуждает нас есть больше и больше пищи с ярко выраженным вкусом. Проще говоря, если мы ощущаем лишь одну десятую вкуса своей пищи, нам надо съесть в десять раз больше или выбрать пищу, вкус которой в десять раз ярче, чтобы утолить эстетический голод. Отсюда можно сделать «вкусовой» вывод: мы переедаем не потому, что нам нравится еда, а потому, что она доставляет нам недостаточно удовольствия!
Впрочем, наслаждаться вкусом не труднее, а, наоборот, приятнее, чем просто есть. В наши дни, заботясь о здоровье и физической форме, мы вынуждены ограничивать себя. Я же призываю вас действовать прямо противоположным образом. Привычка всецело наслаждаться каждым кусочком еды оказывает быстрое и кардинальное воздействие на питание в целом. Обычная порция может вдруг показаться вам огромной. Возможно, вы станете меньше есть, причем безо всяких усилий воли. И точно так же будете выбирать более здоровую пищу и предпочитать именно ее.
Что происходит, когда родители кормят детей сладостями, хот-догами, чипсами, газировкой и другими продуктами, оказывающими слишком сильное воздействие на органы чувств? Первым, прямым последствием становится ущерб, нанесенный организму, и дефицит питательных веществ. Хуже того: поскольку все эти продукты имеют выраженный вкус, ребенок отучается вдумчиво изучать вкусовые оттенки и становится нечувствительным к наиболее тонким из них; можно сказать, что у него «портится вкус». Пережевывать пищу ему становится лень, поскольку ее вкус очевиден и проявляется сразу. Рацион, которого придерживается большинство американских детей, лишает их способности любить простые натуральные продукты.
Кроме того, вкусовые и ароматические ингредиенты в совокупности дополняют основные питательные вещества, содержащиеся в еде. Вкусовые компоненты органической пищи, не прошедшей интенсивную обработку, указывают организму на то, какие питательные вещества в ней содержатся. Вкусы и пищевая ценность связаны между собой: неслучайно в овощах, выращенных органическим способом, больше витаминов, у них более выраженный вкус, а питательные продукты обладают яркими вкусовыми характеристиками. Взаимосвязь вкуса и питательности — одна из причин, по которой следует выбирать цельные продукты, а также объяснение, почему синтетические питательные добавки почти не приносят пользы. Добавки и интенсивная обработка сбивают организм с толку, создают вкусы, не соответствующие питательной ценности пищи.
Взаимосвязь между вкусом и питательностью — часть замысла Природы. Запах — главный компонент вкуса; растения общаются друг с другом, а также с растениями-симбионтами посредством летучих химических веществ. К примеру, многие растения опыляются лишь насекомыми определенного вида, которых привлекает характерный запах. Некоторые растения даже создают запахи, привлекающие естественных врагов тех насекомых, которые питаются этими растениями. Вкусовые особенности продуктов, а также пристрастия и неприязнь к ним — не случайный результат наличия в них беспорядочного набора веществ. Это носители информации, элементы биохимического языка, развившегося за миллионы лет совместной эволюции.
Тщательно пережевывая пищу ради удовольствия, мы получаем исчерпывающий опыт поглощения вкусовых компонентов данной порции пищи и удовлетворяем свою потребность в сенсорном насыщении. При этом мы, естественно, едим меньше и выбираем более простую пищу. И делаем это не для того, чтобы ограничивать себя, а просто потому, что простая еда нам нравится.
Отрывок из книги
Айзенстайн Чарльз «Йога и питание»
Издательство «София»